Как тренировать память
Развивать память педагоги и детские психологи рекомендуют начинать как можно раньше. Одно из самых простых детских упражнений — это, конечно, учить стихи. Начинать надо с самых простых, затем перейти на более серьезные объемы. Учить прозу с маленькими детьми нежелательно — это будет для них слишком сложно. Прозу лучше оставить для средних и старших классов школы.
В детском саду стихи наизусть дети учат с воспитателем. Если ребенок не посещает детский сад, за его развитие отвечаете только вы, поэтому придется взять роль воспитателя на себя. Если ребенок небольшой, то слишком сложные стихотворения учить ни к чему. Выбирайте стихи с легко запоминающимися словами и легким слогом.
В школьном возрасте для развития памяти крайне важно как можно больше читать. Даже если ребенок читает «Гарри Поттера» — это уже отлично
Пусть осваивает то, что ему интересно, не настаивайте исключительно на классике — в любом случае чтение прекрасно развивает его память.
Отлично способствует развитию памяти и овладение новым умением. Можно записать ребенка на интересный ему кружок или начать вместе с ним осваивать какое-то новое знание — например, учиться рисовать или моделировать самолеты. Новая информация требует усвоения, поэтому обучающий процесс, интересный ребенку, незаметно и мягко развивает его память.
Не забывайте обогащать словарный запас своего чада, не бойтесь рассказывать ему что-то, применяя сложные слова — как раз и будет повод объяснить их значение. Это здорово развивает лексикон и память школьника.
Память можно развить в любом возрасте, поэтому не отчаивайтесь, если ребенок не может пока как следует учиться — при регулярных занятиях его учеба обязательно улучшится.
И чем больше будет тренироваться ребенок в запоминании, тем лучше. Поэтому не сердитесь на школьную программу, которая предусмотрела детям для заучивания слишком длинные и сложные стихотворения. Поймите, что так будет лучше для вашего же ребенка. Пусть он лучше сейчас обзаведется полезным умением и разовьет свою память, чем потом всю жизнь будет страдать от невнимательности и от того, что в голове не держится информация.
Короткие стихи, которые легко учатся
Дождь в лицо и ключицы…
Белла Ахмадулина
Дождь в лицо и ключицы, и над мачтами гром. Ты со мной приключился, словно шторм с кораблем.
То ли будет, другое… Я и знать не хочу — разобьюсь ли о горе, или в счастье влечу.
Мне и страшно, и весело, как тому кораблю…
Не жалею, что встретила. Не боюсь, что люблю.
1955 г
Мосты
Валентин Гафт
Я строю мысленно мосты, Их измерения просты, Я строю их из пустоты, Чтобы идти туда, где Ты.
Мостами землю перекрыв, Я так Тебя и не нашёл, Открыл глаза, а там… обрыв, М ой путь закончен, я – пришёл.
О, я хочу безумно жить…
Александр Блок
О, я хочу безумно жить: Всё сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить! Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне, — Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!
1914 г
Не ставь границ…
Любовь Козырь
Не ставь границ, не мысли по шаблону, Меняй пароли, помни номера… Но, чтобы не пришлось терять корону, Сумей уйти, когда тебе пора.
Николай Гумилёв
Вот девушка с газельими глазами Выходит замуж за американца, Зачем Колумб Америку открыл?
1917 г
Любовью дорожить умейте…
Степан Щипачев
Любовью дорожить умейте, С годами дорожить вдвойне. Любовь не вздохи на скамейке И не прогулки при луне.
Всё будет: слякоть и пороша. Ведь вместе надо жизнь прожить. Любовь с хорошей песней схожа, А песню нелегко сложить.
1939 г
— Ну, как тебе на ветке? — Спросила птица в клетке. — На ветке, как и в клетке, Только прутья редки.
Посредине панели…
Николай Заболоцкий
Посредине панели Я заметил у ног В лепестках акварели Полумертвый цветок. Он лежал без движенья В белом сумраке дня, Как твое отраженье На душе у меня.
1957 г
Открыв наук зелёный том
Даниил Хармс
Открыв наук зелёный том Я долго плакал, а потом Его закрыл и бросил в реку. Науки вредны человеку. Науки втянут нас в беду Возьмёмтесь лучше за еду.
1933 г
Как учить стихи?
Природа ребёнка
Как учить стихи, используя природу ребёнка: глаза, уши или руки?
Наверно слышали от кого-нибудь: «Мне лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это значит, что человек лучше запоминает информацию зрительно (визуал). Как учить стихи ещё? Кому-то лучше учить стихи на слух: мама читает, а я повторяю и запоминаю (аудиал). Некоторые дети учат стихи в движении: хожу, руками размахиваю, и стих заучивается сам собой (кинестетик).
У человека 11 каналов восприятия информации. Они присутствуют у каждого из нас. Но какой-то из каналов ведущий. Так бывает от природы или по необходимости (у слепого человека бывает очень тонкий слух).
Знать ведущий канал полезно, чтобы учить стихи без скандалов и слёз. Подробно читайте здесь.
Пример.
Предложение ребёнку-визуалу слушать чтение и запоминать на слух противоречит его природе. Уши у него на втором плане. Они только помогают, так как дают неполную картинку. Через уши визуал запоминает с большим трудом.
А вот если вы предложите «глазастику» нарисовать то, о чём рассказывается в стихах, то будет здорово. Слова приобретут для него образную форму, и ребёнок-визуал при заучивании будет на картинку опираться.
Если вы каждый раз будете так поступать, то со временем «вживую» картинки не надо будет рисовать. У малыша разовьётся способность представлять картину в уме как на экране, что позволит учить стихи (и не только) намного быстрее.
Вывод: чтобы легко учить стихи, надо понаблюдать, какой у ребёнка ведущий канал восприятия информации.
Подготовительная работа
Учить стихи нельзя без подготовительной работы.
Обычно мамы торопятся побыстрее сделать уроки, чтобы, наконец, заняться своими делами. Но торопливость приводит к обратному результату. Причина: неправильное обращение со стихом.
Есть такое правило трёх «П», обязательное к исполнению, когда вы учите стихи:
- «Прочитать»,
- «Понять»,
- «Представить».
Особенно хорошо правило работает у школьников.
Цепочка действий следующая.
1. Сперва пусть ребёнок прочитает стих самостоятельно, потому что тот, кто читает стих, тот и отвечает за заучивание
Обращайте внимание на знаки препинания. Они имеют прямое отношение к картине, формирующейся к голове у ребёнка
Пример – стихи о зиме
«Пришла. Рассыпалась. Клоками
Повисла на ветвях дубов…»
Могут получиться две разных картинки. Часто ребята переносят точку после слова «клоками». Картинка искажается, возникает непонимание: как это клоками зима рассыпалась. Правильное прочтение не вызывает дополнительных вопросов.
2. Далее узнайте: все ли слова ребёнком поняты. Непонятное объясните, чтобы оно не звучало для ребёнка абракадаброй. Можно вызубрить, но зачем это надо.
3. Затем обсудите вдвоём, представьте в голове и рассмотрите картинку, нарисованную поэтом. Стих запомнится в 2 раза быстрее.
Повторяйте стихи правильно
Учить стихи без повторения невозможно, особенно при плохом запоминании. Периодичность повторения:
- спустя 15 минут для закрепления стиха в памяти;
- спустя 2-4 часа заново учим западающие слова и строчки;
- повторяем на следующий день.
В таком режиме рекомендуется повторение любой текстовой информации: правил, иностранных и словарных слов, параграфов.
Учим стих в подходящих условиях
Дети – не роботы, это очевидно. Как можно учить стихи с перегрузкой мозга и тела? Во время заучивания тоже «устраивайте привалы».
Факт: через 10-15 минут работы внимание ребёнка рассеивается. Выход: делайте 5-минутные перерывы, переключайтесь на другой предмет, выпейте чайку
Учите стих на улице, прогулке, по пути в магазин. Повторите перед сном, положив книжку под подушку, так лучше запомнится. Деткам нравится этот ритуал, а учёные подтверждают: перед сном стихи запоминаются лучше.
Мотивация
Когда заучивание даётся мучительно трудно, возникает резонный вопрос: а зачем это надо. Рассказы родителей о будущем – пустые слова. Когда оно будет, а стих не учится сегодня.
Придумайте интересную мотивацию. Помните, как стараются дети выучить стихи к Новому году?
Что можно сделать?
- Устройте соревнование. Кто быстрее выучит стих получает приз.
- Устраивайте дома конкурсы с пирогами. Зовите на них друзей ребёнка.
- Научите его снимать и озвучивать видеоролики, скринкасты. «У других такого нет» – это сильный мотив.
Творчество делает человека счастливым. Ему гораздо легче справляться с трудностями, в том числе учить стихи.
Трудности запоминания
Иногда попадаются трудные строчки. Однажды мы с сыном учили «Завещание» Лермонтова http://www.stihi-rus.ru/1/Lermontov/37.htm , — верней, учил он, а я помогала, но тоже выучила за компанию. Оказалось, что ни он, ни я не в состоянии запомнить строчку, которую я выделяю жирным:
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
Все остальные строчки в стихотворении – текучий монолог. А здесь, да еще в последней строфе, плавное течение спотыкается, слова не связаны друг с другом, рассыпаются. Это Лермонтов специально так сделал, не будем сейчас выяснять, зачем – но запомнить эту последовательность слов оказалось очень трудно. Поскольку, как всегда, стихи учатся в последний момент, через полчаса после отбоя – времени на размышление особо не было. Мы выпутались при помощи простого мнемонического приема: для каждого из логических отрезков строки придумали жест. «Смотри ж» — смотрим в бинокль, «да что» — разводим руками. «Моей судьбой» — прижимаем руку к груди, ну уж как придумалось.
Запомнить три жеста проще, чем шесть слов. Ребенок тормозит – я подсказываю жестами.
Кроме того, одним детям легче учить со слуха, другим – глядя в книжку. В книжку глядеть очень полезно, особенно если ребенок на слух не различает анафор, одинаковых начал строчек, и пытается их заменять какой-нибудь ерундой: «Тогда пойдем ломить стеною» вместо
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Покажите им это «уж», «уж» — если не слышат, пусть увидят.
Есть дети, которые почему-то предпочитают учить стихи, стоя на голове. Есть дети, которые качаются на табуретке в такт (если жалко табуретку, дайте то, на чем можно качаться). Есть дети, которым помогает скандировать, и дети, которым помогает написать стих по памяти, а потом доучить места, которые не вспоминаются с первого раза. Некоторым помогает меняться с мамой: сначала мама читает все четные строчки, а ребенок нечетные, потом наоборот. Вообще учить с ребенком стихи – прекрасная затея, взрослым это тоже полезно (см. пункт 1).
Стихи Асадова, трогающие до глубины души
Проникновенные стихи Эдуарда Асадова трогают любителей поэзии своей искренностью и душевностью. Поэт в своих стихах обращается к таким человеческим качествам, как добро, справедливость, благородство. Они просты и понятны, проникают прямо в душу.
***
Ты прекрасная, нежная женщина, Но бываешь сильнее мужчин. Тот, кому ты судьбой обещана, На всю жизнь для тебя один.
Он найдет тебя, неповторимую, Или, может, уже нашел. На руках унесет любимую, В мир, где будет вдвоем хорошо.
Ты сильна красотой и женственна И лежит твой путь далеко. Но я знаю, моя божественная, Как бывает тебе нелегко.
Тают льдинки обид колючие От улыбки и нежных слов. Лишь бы не было в жизни случая, Когда милый предать готов.
Назначеньем своим высокая, Дочь, подруга, невеста, жена, Невозможно постичь это многое, Где разгадка порой не нужна.
А нужны глаз озера чистые И твой добрый и светлый смех.
***
Как легко обидеть человека! Взял и бросил фразу злее перца. А потом порой не хватит века, Чтоб вернуть обиженное сердце!
***
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем. Запомни: от светлых улыбок твоих Зависит не только твое настроенье, Но тысячу раз настроенье других.
***
Враги всегда активнее друзей. Не потому ль нам кажется извечно, Что подлых и завистливых людей Намного больше на планете сей, Чем прямодушных, честных и сердечных.
***
Что счастье дано тебе не навек, Не надо сетовать, человек. Когда бы нам счастье навек давалось, Оно бы буднями называлось.
***
Когда на лице твоем холод и скука, Когда ты живешь в раздраженье и споре, Ты даже не знаешь, какая ты мука, И даже не знаешь, какое ты горе.
Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье, А в сердце и свет, и любовь, и участье, Ты даже не знаешь, какая ты песня, И даже не знаешь, какое ты счастье!
***
Сутки. Это мало или много? Как кому! Для творческих людей, Полных дел и всяческих идей, Сутки — это краткая дорога.
У лентяев — всё наоборот: Сутки — бесконечность расстояний. Для лентяев сутки — это год, Сто пустот, желаний и зеваний.
Жить ли век, воюя и любя, Иль от праздной пошлости томиться, Всё это зависит от тебя, А точнее, от жизненных позиций!
***
— Ты меня не любишь! — молвила жена. Муж в ответ присвистнул: — Вот тебе и на!!! Если твой характер столько лет терплю… Можешь быть спокойна, дьявольски люблю!!!
Условия, влияющие на скорость запоминания
Все индивидуально: одни люди учат стихи с легкостью, а другие могут посвятить этому целый вечер, но так ничего и не запомнить. На самом деле не существует ничего не реального. Просто следует помнить о наличии условий, влияющих на качество и скорость запоминания информации. К ним относятся:
- Обстановка. Если при изучении стихотворения кто-то или что-то будет постоянно отвлекать, конечно же, быстро запомнить материал не удастся.
- Личные особенности памяти. Одни легче запоминают текст, если услышат его от кого-то, другие лучше воспринимают написанное своими руками, а кому-то проще усвоить материал, читая и проговаривая его вслух самостоятельно.
- Наличие культурного багажа. Если родители ребенка с раннего детства старались привить малышу любовь к литературе и постоянно читали ему книги, позже он сможет лучше улавливать ритм стихотворения и запоминать информацию быстрее.
- Время работы над материалом. Считается, что наибольшей продуктивности можно достичь в утренние часы, поскольку в этот период мозг функционирует максимально эффективно. Перед тем как лечь спать, следует повторить изученное, и за ночь оно отпечается в памяти.
Следует понимать, что ученику не удастся выучить стих за 1 минуту, как бы он не старался. Конечно, если речь не идет о стихах в одну строфу для первоклашек или случаях, когда человек обладает совершенно феноменальной памятью. В остальных ситуациях придется уделить достаточно времени, чтобы запоминать стихи.
ПОСЛУШАЙТЕ! (В. Маяковский)
Послушайте!Ведь, если звезды зажигают —значит — это кому-нибудь нужно?Значит — кто-то хочет, чтобы они были?Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясьв метелях полуденной пыли,врывается к богу,боится, что опоздал,плачет,целует ему жилистую руку,просит —чтоб обязательно была звезда! —клянется —не перенесет эту беззвездную муку!А послеходит тревожный,но спокойный наружно.Говорит кому-то:«Ведь теперь тебе ничего?Не страшно?Да?!»Послушайте!Ведь, если звездызажигают —значит — это кому-нибудь нужно?Значит — это необходимо,чтобы каждый вечернад крышамизагоралась хоть одна звезда?!
Николай Рачков — Учитель
Поймите, не проситель, Не грозный судия, Стоит в стране учитель На грани бытия.
Отбросим сантименты: Стоит – да что с того? Увы, все президенты Забыли про него.
Стоит, поскольку совесть Не продал никому. Все фурсенки озлобясь Стреляют по нему.
Вот-вот и рухнет скоро У школы потолок. Нет никакой опоры, А он ведёт урок.
Пусть бедным, но опрятным, От славы вдалеке, Ведёт урок на внятном, На русском языке.
Он бросить пост не смеет, Он знает, что нельзя. Разумное он сеет И вечное, друзья.
Стыдитесь, бруты, гракхи, Все трепачи страны, Дельцы и олигархи,– Вы все ему должны.
Он верит, что на свете Не доллар и не газ, Всего дороже – дети, В них – продолженье нас.
Борясь за человека, За свет в его душе, Стоит под дулом века Один на рубеже.
Почти один, учтите. Высок его зарок… Горжусь тобой, учитель, Российский педагог.
Детские стихи. Стихи для детей
Сборник детских стихов: стихи к праздникам, обучающие и развивающие стишки, авторские и тематические стихотворения для детей.
-
Для самых маленьких
- Для малышей
- Потешки и пестушки для малышей
- Цикл Игрушки Агнии Барто
- Добрые стихи Берестова для самых маленьких
- Для самых маленьких
-
Семья
- Стихи для мамы
- Стихи для папы
- Стихи для бабушки
- Стихи для дедушки
-
Детские классики
- Агния Барто
- Самуил Маршак
- Борис Заходер
- Сергей Михалков
- Ирина Токмакова
-
Школьная программа
- Есенин
- Пушкин
- Цветаева
- Лермонтов
- Блок
- Тютчев
- Некрасов
- Фет
-
Обучающие стишки
- Скороговорки
- Считалки
- Потешки
- Мирилки
-
Животный мир
- Стихи про животных
- Стихи про птиц
- Стихи про рыб
- Стихи про насекомых
-
Природа и времена года
- Стихи о космосе
- Стихи про зиму
- Стихи про весну
- Стихи про лето
- Стихи про осень
- Стихи про цветы
- Стихи про овощи и фрукты
- Стихи про грибы
- Стихи про море
-
Другие авторы
- Валентин Берестов
- Генрих Сапгир
- Елена Благинина
- Иван Суриков
- Надежда Шемякина
- Татьяна Гусарова
- Эдуард Успенский
- Александр Мецгер
-
Праздники
- Стихи ко дню Святого Валентина
- Стихи про 23 февраля
- Стихи на 8 марта
- Стихи про Масленицу
- Стихи к Пасхе
- Стихи к 9 мая
- Стихи к 1 сентября
- Стихи ко Дню учителя
- Стихи ко Дню матери
-
Новый год
- Стихи про Новый год
- Новогодние стихи для самых маленьких
- Стихи про Деда Мороза
- Стихи про снегурочку
- Стихи про снежинки
- Стихи про снеговика
- Стихи про новогоднюю ёлку
- Стихи на Рождество
Тренируйте память ребёнка!
Не каждый малыш может терпеливо дослушать до конца сказку или другую прозаическую историю
Тогда как детские стихи не утомляют монотонностью, рифма в них скачет как по кочкам, с легкостью задерживая внимание маленького слушателя. Удивительно как быстро дети запоминают стишки, стоит проговорить несколько раз, как они уже договаривают вместе с вами концовку
Обязательно пользуйтесь такой способностью, тренируя память с детства, вы очень упростите ребенку обучение в школе. Начинайте со стихов Агнии Барто раздела “Игрушки”, поищите маленькие четверостишия, они прекрасно запоминаются. Большинство из них вы и сами до сих пор помните наизусть. Так ведь?
Как выучить стихотворение к празднику?
В садике и школе ваш ребенок не раз столкнется с необходимостью рассказывания стихов перед публикой
Это может быть новогодний утренник или обыденный урок, в любом случае, важно, чтобы он этого не боялся. А ведь всего-то нужно уделить этому немного внимания
Стихотворение необходимо выучить заранее и повторять дома как бы между делом, не заостряя внимание на важности события. Например, можно сказать: “помнишь, мы с тобой выучили отличный стишок? Ну-ка расскажи его мне”. Детские стихи обычно простые и ребенок их быстро запомнит
Можно отрепетировать, рассказывая стишок папе или маме, дедушке или бабушке. Нужно просить рассказывать громко и с выражением, но ни в коем случае не поучать и не перебивать во время выступления. То, как сверстники и вы отреагируете на первое выступление маленького артиста, имеет огромное значение, поэтому лучше начинать с родственников. Рассказав несколько стишков знакомым людям и, получив доброжелательную реакцию, вы придадите уверенности малышу. Стихи для детей на утренниках отлично тренируют навыки выступлений перед публикой
Детские стихи обычно простые и ребенок их быстро запомнит. Можно отрепетировать, рассказывая стишок папе или маме, дедушке или бабушке. Нужно просить рассказывать громко и с выражением, но ни в коем случае не поучать и не перебивать во время выступления. То, как сверстники и вы отреагируете на первое выступление маленького артиста, имеет огромное значение, поэтому лучше начинать с родственников. Рассказав несколько стишков знакомым людям и, получив доброжелательную реакцию, вы придадите уверенности малышу. Стихи для детей на утренниках отлично тренируют навыки выступлений перед публикой.
Ты совсем не похожа на женщин других (И. Северянин)
Ты совсем не похожа на женщин других:У тебя в меру длинные платья,У тебя выразительный, сдержанный стихИ выскальзыванье из объятья.Ты не красишь лица, не сгущаешь бровейИ волос не стрижешь в жертву моде.Для тебя есть Смирнов, но и есть соловей,Кто его заменяет в природе.Ты способна и в сахаре выискать «соль»,Фразу – в только намекнутом слове…Ты в Ахматовой ценишь бессменную боль,Стилистический шарм в Гумилеве.Для тебя, для гурманки стиха, остротаСологубовского триолета,И, что Блока не поцеловала в уста,Ты шестое печалишься лето.А в глазах оздоравливающих твоих –Ветер с моря и поле ржаное.Ты совсем не похожа на женщин других,Почему мне и стала женою.
Мнемостихи для запоминания
Знаете, для запоминания чего эти стихи:
Правильно — это число Пи — 3.1415926…
Этот стих позволяют применить мнемонический принцип запоминания, благодаря которому человек может хранить и в нужное время извлекать из памяти сложные последовательности, списки, информационные кластеры.
Например еще вариант для запоминания сложных правил.
Спряжение глаголов, которые не спрягаются на «е», все исключения сведены в одну рифмованную строфу:
Хотя регулярная тренировка с помощью выучивания любых стихов позволяет приучить мозг к обработке информации и активизировать потенциал памяти. Но, чтобы процесс пошёл эффективнее, нужно знать о некоторых хитростях.
МОЛИТВА (М.Цветаева)
Христос и Бог! Я жажду чудаТеперь, сейчас, в начале дня!О, дай мне умереть, покудаВся жизнь как книга для меня.Ты мудрый, Ты не скажешь строго:— «Терпи, еще не кончен срок».Ты сам мне подал — слишком много!Я жажду сразу — всех дорог!Всего хочу: с душой цыганаИдти под песни на разбой,За всех страдать под звук органаи амазонкой мчаться в бой;Гадать по звездам в черной башне,Вести детей вперед, сквозь тень…Чтоб был легендой — день вчерашний,Чтоб был безумьем — каждый день!Люблю и крест, и шелк, и каски,Моя душа мгновений след…Ты дал мне детство — лучше сказкиИ дай мне смерть — в семнадцать лет!
Роберт Рождественский — Учителям
Удачи вам, сельские и городские уважаемые учителя, Добрые, злые и никакие капитаны на мостике корабля!
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи! Особенно по утрам, когда вы входите в школьные классы, Одни – как в клетку, другие – как в храм.
Удачи вам, занятые делами, которых не завершить всё равно, Накрепко скованные кандалами Инструкций и окриков из гороно.
Удачи вам, по-разному выглядящие, с затеями и без всяких затей, любящие или ненавидящие этих – будь они трижды… – детей.
Вы знаете, мне по-прежнему верится, что если останется жить Земля, высшим достоинством человечества станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции, которая завтрашней жизни под стать. Учителем надо будет родиться и только после этого – стать.
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая, Он будет солнце нести на крыле. Учитель – профессия дальнего действия, Главная на Земле!
Использование умных фраз при общении в особых случаях
В течение жизни человек вынужден общаться с разными людьми. Опыт дискуссии может быть как приятным, так и нет
Важно знать, как общаться в напряженной ситуации
Как интеллигентно ответить на хамство или оскорбление
Как правило, оскорбительные высказывания в адрес других — удел слабых, закомплексованных людей. Это следует понимать и не опускаться до подобного уровня общения. Лучше освоить техники, как ответить на хамство умными словами.
Получив неожиданный отпор, грубиян останется в проигрыше.
Существует несколько приемов, как культурно ответить человеку на оскорбление умными словами:
- Игнорирование. Человек может продемонстрировать обидчику свою эмоциональную стойкость и уравновешенность, проигнорировав, оставив без внимания его слова.
- Долгий проницательный взгляд. Нападчик будет сбит с толка, почувствует свою слабость и неумение вести конструктивный диалог без перехода на личности.
- Сильная успешная личность. Можно интерпретировать оскорбительные высказывания в свой адрес как лишний знак внимания.
- Самоирония. Согласиться с оскорблением и превратить негатив в позитив.
- Принцип бумеранга. Использовать обидные слова в адрес дебошира.
- Контрвопрос. Спокойно поинтересоваться, почему человек ведет себя подобным образом.
Опробовав вышеперечисленные способы на практике, узнав, как заткнуть рот человеку умными словами, можно комбинировать несколько методов сразу.
Как по-умному оскорбить человека без мата
Общение между людьми не всегда приносит положительные эмоции. Иногда приходится защищать собственные границы и отвечать на клевету и оскорбления.
Когда дело доходит до оскорблений, лучше ответить сильно, но без использования ненормативных слов и крика. Для этого нужно знать, как оскорбить человека без мата умными словами.
Интеллигентные умные слова для оскорбления:
- «У меня слишком мало времени, чтобы тратить его на ваши комплексы».
- «Удивите меня! Скажите уже что-нибудь умное».
- «Хочется надеяться, что вы не всегда настолько глупы, как сегодня».
- «Вы уже уходите? Почему же так неторопливо?»
Подобные умные слова для оскорбления могут работать гораздо мощнее, чем обычная брань.
Как обидеть или морально унизить мужчину
Для того чтобы защитить свою честь и доброе имя в ходе конфликтной ситуации, стоит освоить способы, как унизить мужчину морально умными словами.
Если унижения «удостоился» мужчина, стоит упомянуть его неприметную или неопрятную наружность, скромные физические данные, а еще лучше – невыдающиеся умственные способности и отсутствие такого качества, как самоирония. Мужчина наверняка проявит болезненную реакцию.
Поставить на место человека — значит преподать ему урок, обозначить границы, которые не стоит пересекать.
Как поставить на место женщину
В общении стоит использовать все богатство русского языка. Независимо от того, какая женщина продемонстрировала пример неприемлемого поведения: любимая девушка или властная коллега по работе — ей нужно сразу дать понять, что вы не станете это терпеть.
Есть действенные приемы:
- Сразу высказать в ответ свое несогласие с грубым поведением. Нужно попытаться сделать так, чтобы обидчица почувствовала свою вину.
- Если женщина осталась недовольна поведением собеседника, нужно отыскать в своем монологе положительные моменты и сказать о них вслух. Данный прием вызовет у нее растерянность.
- Если женщина высказывает недовольство по поводу недостаточно хорошо выполненной работы, следует попросить ее сделать дело лучше или хотя бы дать стоящий совет. Скорее всего, критика прекратится.
- Достойным ответом на колкое замечание может стать молчание с оттенком презрения, выразительный взгляд и решительный отказ от продолжения деструктивного диалога.
- Каждая женщина хочет быть красивой, нравиться окружающим. В момент всплеска негативных эмоций стоит сказать собеседнице, что злость не добавляет ей привлекательности.
Знание приемов того, как поставить на место женщину умными словами поможет избежать серьезной ссоры и выйти из конфликта победителем.
Как отшить человека, не обижая его
Иногда повышенное внимание со стороны другого человека может быть неприятным и неуместным
Для того, чтобы не обидеть и не унизить его, важно знать, как отшить человека умными словами
Нужно честно и открыто поговорить при личной встрече, заранее продумав свою речь. Сообщить собеседнику о своей неготовности к общению. Затем стоит отметить сильную черту человека – его старания. Реакция может быть различной, в зависимости от темперамента и степени его чувств. В любом случае, нужно терпеливо все выслушать. Если он продолжит «наседать» следует выдать решительное и бесповоротное «нет».
Как правильно учить стихи?
Есть несколько полезных советов от психологов, благодаря которым этот процесс перестанет казаться пыткой. Следуя этим рекомендациям, запомнить его получится легко, и вы сами не заметите, как быстро выучить стих удалось вашему чаду. И даже соседей не придется привлекать.
Начинать это делать необходимо за несколько дней (2-3 хотя бы). Большинство детей привыкли готовить уроки на завтра. Если не тянуть до последнего момента, выучить даже длинный стих можно быстро и безболезненно, начав это делать заранее;
Произведение нужно прочитывать. Чтение должно быть вдумчивым, неторопливым, чтобы понять суть, и отсюда вытекает следующий, очень важный лайфхак;
Не следует воспринимать текст как просто рифмованный набор слов
Важно понимать его смысл, а сделать это поможет еще и выделение главных и второстепенных героев, проживание их чувств;
Нужно мысленно представить себе сюжет произведения. Часто детям самыми сложными кажутся стихотворения о природе, пейзаже, но следует научиться даже в них видеть сюжет, потому что он обязательно присутствует
У детей богатая фантазия, у них возникают ассоциации, которые помогают не только создавать в своем воображении картины, но и благодаря им же – запоминать текст. Проблем с тем, как быстро выучить стих наизусть, не должно возникать независимо от его сюжета;
Перепишите произведение, чтобы подключить к процессу еще и зрительную память;
После следует снова перечитать его, причем не раз, и можно даже читать тот вариант, который переписан от руки. При этом обязательно продолжайте проживать сюжет стихотворения, а не просто складывать буквы в слова;
Не обойтись и без заучивания – сначала первой строки, затем присоединяя к ней вторую, и т. д.;
Подготовьте что-то наподобие шпаргалки, в которой будут написаны первые слова каждого куплета. В процессе заучивания она поможет вспоминать отрывки, которые забываются в процессе повторения, а когда стихотворение будет выучено «на зубок», эти слова станут своеобразным «маячком», напоминающем о переходе от одной строфы к другой.
быстро выучить стих
Эти советы касаются и того, как быстро выучить большой стих наизусть, и того, как запомнить небольшое произведение.
Заботливым родителям на заметку! В стремлении облегчить страдания чада мы часто не замечаем, как оказываем ему «медвежью услугу», беря на себя важные этапы заучивания. Помогать ребенку, конечно, можно и нужно. Например, можете взять на себя чтение вслух, но сделать это можно только пару раз, и только после того, как он сам уже много раз прочел произведение. Его переписывание, создание «шпаргалки» — это то, что он должен сделать сам.
В вопросе того, как легко и быстро выучить стих, крайне важна обстановка, в которой это происходит. Дискомфорт – худший спутник заучивания. Если человек привык делать важные вещи в тишине, то необходимо ее обеспечить, а если вам, например, нравится это делать под музыку, пусть будет музыка.
Пошаговая система
Никогда не нужно начинать запоминать стих, внимательно его не прочитав и не уловив заложенного смысла. Хороший преподаватель перед тем, как задать выучить материал, с выражением прочитает его детям, расскажет, о чем этот текст, пояснит, где нужно делать акценты в интонации и раскроет значение неясных слов. Если у учителя не было на это времени, придется разбираться самостоятельно и проделать действия из приведенной памятки:
- Нужно два раза внимательно и с выражением прочитать стихотворение вслух, улавливая темп и ритм.
- При чтении постараться понять смысл стиха — это важнейшая часть методики запоминания материала, которая в дальнейшем сильно облегчит поставленную задачу. Можно пересказать вслух, о чем именно говорится в тексте.
- Мысленно представлять то, что описано в стихотворении.
- Если ученик обладает хорошей зрительной памятью, полезно переписать текст на бумагу, при этом проговаривая его вслух. Такие действия позволят задействовать сразу 2 типа памяти, что ускорит процесс запоминания.
- Если же у школьника лучше развита слуховая память, можно записать стихотворение на диктофон и прослушать его несколько раз.
- Значение незнакомых слов следует выяснить с помощью словаря.
Проделав эти шаги, ученик уже запомнит часть стихотворения. Многие школьники предпочитают игнорировать первый этап методики усвоения и приступают к бессмысленной зубрежке, что сильно усложняет им задачу. Только после того, как приведенная схема будет отработана, можно приступать к завершающей части заучивания:
Если школьник переписывал стихотворение на лист бумаги, следует учить его именно с этого листа, а не по книге. Информация, написанная от руки, усвоится намного эффективнее.
Сначала следует прочитать первую строчку стиха и произнести ее вслух, не глядя на бумагу.
Дальше можно начинать строить цепочку: читать первую и вторую строку и повторять их вслух, затем первую, вторую и третью и, в завершение, все четыре строчки (если стихотворение имеет структуру из четырех строк, что встречается чаще всего).
Запомнив 1 строфу, следует приступать к аналогичному изучению 2-ой.
Выучив 2 строфу, обязательно нужно вслух повторить первые две, а запомнив третью — повторить все три и т. д.
По такой методике следует учить весь стих
Важно делать 5−10 минутные перерывы на отдых между заучиванием каждых 2—3 строф.
Перед сном важно прочитать стихотворение и полностью повторить его вслух. В таком случае наутро оно прочно останется в памяти.
Дополнительные советы и рекомендации
Метод цепочек
Если стихотворение состоит из знакомых образов: гроза, гром, май, —
придумать ассоциацию легко. А если в произведении используются сложные
обороты, в которых заложен какой-то глубинный смысл… тогда стоит
подобрать ассоциации, которые нам знакомы. Наш мозг очень любит картинки
и образы — то, что можно увидеть и потрогать, а затем представить.
Попробуйте для начала придумать яркие зрительные образы для каждой строки
Важно,
чтобы ассоциация была вашей собственной и возникала в голове без усилий. Прочитайте
первое четверостишие и дословно представьте всё, что происходит: какая погода,
что находится вокруг, настроение автора, цвет листвы и многое другое
Прочитайте
ещё раз и потом проговорите по памяти, используя ассоциации. Большую роль играет
активное повторение вслух, которое создаёт крепкие нейронные связи. Только не стоит
просто читать текст — воспроизводите его по памяти, чтобы сразу видеть,
на каком моменте вы запинаетесь.
Проделайте это со всеми четверостишиями, повторяя каждое до тех пор,
пока оно не будет «отскакивать от зубов».
Важно: учить каждое четверостишие следует отдельно. Только когда вы запомните
3–5 таких отрывков, можно начать повторять их все вместе
Рисовать майнд-карты
На майнд-картах вся информация закодирована в виде символов. Такие рисунки помогают тезисно
изобразить каждое четверостишие и соединить их между собой. Попробуем закодировать
первые четыре строки «Евгения Онегина»:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
В центре листа нарисуйте мужчину и обведите рисунок кругом — это будет дядя. От этого
рисунка проведите четыре линии, которые будут вести к ключевым словам этого отрывка:
честность (…самых честных правил), хандра (…не в шутку занемог), уважение
(…уважать себя заставил) и идея (…лучше выдумать не мог). К каждому
ключевому слову также подберите небольшой рисунок. К примеру:
честность — молоток судьбы, а идея — лампочка. Можно выбирать: любые
картинки, которые нравятся вам, — главное, чтобы они отражали смысл и
были запоминающимися. Чтобы при взгляде на символ сразу вспоминалось ключевое слово.
Рисуйте все символы по часовой стрелке, чтобы не запутаться в последовательности.